Выбираем спутниковую навигацию

Спутниковая навигация была изобретена немногим более 30 лет назад. Несмотря на то, что в мире существуют китайская «Бейду», европейский «Галилео», японская и индийская программы спутниковой навигации, монополистом в этой сфере является американская GPS. Вот уже несколько лет в противовес пентагоновскому NAVSTAR в России дорабатывается отечественная глобальная навигационная спутниковая система — ГЛОНАСС. По сути дела, она — ровесница американского GPS. Истоки ее создания уходят еще в советское прошлое, в самое начало 80-х. За все эти годы усовершенствование программы то сворачивалось, то возобновлялось. Виной всему, как водится, финансовые трудности. С 2001года ГЛОНАСС курируют на самом высоком правительственном уровне. И, тем не менее, по оценкам специалистов, отечественная система пока не может вступить в достойную конкурентную борьбу с заморской GPS.

Начнем с того, что NAVSTAR уже не один год успешно работает по накатанной, тогда как российский аналог вот уже почти 30 лет является экспериментальным и находится в постоянной доработке. Бесперебойную работу американской навигации системы обеспечивают 30 спутников, российской — порядка 16-18, причем периодически какой-то из них выходит из строя. Само собой, это не лучшим образом сказывается на точности показаний ГЛОНАССа. Еще один момент, влияющий на точность определения местоположения — это число орбитальных плоскостей, в которых работают спутники. Чем их больше, тем лучше. Отечественные спутники «трудятся» в трех плоскостях, американские — в шести.

Соответственно, погрешность в метрах в определении локализации объекта равна 10:1. Есть, над чем задуматься. Еще один минус ГЛОНАССа — это недолговечность его спутников, по сравнению с американскими GPS спутниками. Наши едва отрабатывают 5 лет, пентагоновские — в два раза больше.

С GPS навигатором вы не заблудитесь даже в самом забытом Богом уголке планеты. ГЛОНАСС же сможет сориентировать вас только на 60% земного шара и на 70% по России. Плюс ко всему, отечественная система временами работает с перебоями, длительностью до трех часов.

Глонасс

Однако, несмотря на все недоработки и казусы, очевидно, что своя собственная навигационная система России крайне необходима. По сути дела, сейчас большинство движущихся объектов (от собак до самолетов) на территории нашей страны оснащены GPS навигаторами. Следовательно, значительная часть инфраструктуры России в какой-то степени находится под контролем у США, ведь все рычаги управления системы глобального позиционирования находятся в Пентагоне. Так что, в случае, скажем, военного конфликта, Штатам стоит всего лишь нажать на кнопку и своего рода навигационный коллапс России, как и всему миру, гарантирован. Собственно говоря, именно во избежание вышеописанного, европейские страны создали свою систему «Галилео», а Россия «ГЛОНАСС». С 2010 года, согласно указу В. Путина, вся военная техника, а также значимые объекты общественного пользования (транспорт наземный, воздушный и морской) будут оборудованы навигационной системой «ГЛОНАСС». Поговаривали так же, что правительство вообще собирается запретить в России использовать GPS. Правда, пока это так и остается на уровне слухов. А что уже практически реальность, так это установка на новых отечественных Priora навигатора ГЛОНАСС.

Пару лет назад «на свет» появился первый отечественный навигатор Glospace. Его преимущество в том, что он может принимать сигналы и ГЛОНАССа и GPS. «Начинка» у этого «первенца», в принципе, ничем особым больше не выделяется среди своих заморских «собратьев». Glospace не только ориентирует в пространстве: возможность просматривать видео и фото, слушать музыку, играть в игры прилагается. И все это на семидюймовом цветном сенсорной дисплее, при помощи процессора в 400 Мгц и под чутким руководством ОС Microsoft Windows CE 5.0. Так же есть возможность подключит внешние устройства, имеется USB. Плюс ко всему, если в купе с навигатором вы приобретете пейджер Смилинк, то сможете получать информацию о пробках. Однако, минусов у российской новинки не меньше, чем плюсов. Например, ориентироваться вы сможете только по Москве и Области, так как только эти карты закачаны в навигатор. Еще один недостаток — к Glospace не аккумулятора, работает он от сети. Ну, и в заключение, о весе и цене. Среди своих собратьев, он едва ли не самый тяжелый — 380 гр. Кстати, заплатить за такое «увесистое» удовольствие придется порядка 15 тыс. Откровенно говоря, не конкурентоспособная цена. Среди зарубежных производителей навигаторов одним из самых популярных является Garmin. По весьма демократичной цене 7000 руб. можно приобрести приличную модель Garmin Nuvi 200.

3D карты

Она особенно хороша для начинающих автомобилистов и для любителей минимализма и аскетизма. В этом навигаторе нет лишних кнопок, он легкий (147 гр.) и тонкий, просто в эксплуатации, есть голосовые подсказки, 2 D и 3D карты, часы, конвертер валют, калькулятор. Экран не бликует и дает четкую картинку. Батарея выдерживает 5 часов работы к ряду. К навигатору предоставляется набор карт CityNavigator NT, Северо-Западного федерального и Центрального округов России. Причем, ориентироваться навигатор будет не только в двух столицах, но в менее значимых по статусу городах.

Для более состоятельных и, как следствие, взыскательных автовладельцев предназначена другая модель навигатора этой же фирмы — Garmin StreetPilot 7200.

Почти за 35 тыс. рублей вы получите: практически бесконечный объем памяти — 1,35 Гб, огромный противобликовый экран, массу развлекательных функций, карты «Дороги России с маршрутизацией» и MapSource CitySelect. Есть возможность выстроить свой маршрут движения по 200 точкам и 254 промежуточным точкам. В память навигатора можно записать до 50 маршрутов. Другими признанными лидерами являются навигаторы марки GlobalSat. Они с легкостью могут принимать сигнал как на равнине, так и в лесах и каньонах. Своеобразным антикризисным предложением фирмы можно считать GPS навигатор GlobalSat GV-380 (около 6000 руб.) Это практически невесомый и очень компактный навигатор с экраном в 3,5 дюйма. Для работы с ним можно выбрать любую из понравившихся навигационных программ: Навител Навигатор, iGo 8, City Guide или Автоспутник. По желанию можете воспользоваться голосовыми подсказками. Во время отдыха можно посмотреть фильм или фотографии.

Еще один навигатор этой фирмы GlobalSat GV-570 (около13500 руб.) порадует вас большой 3D iGO8 GPS-картой Западной и Восточной Европы, ну и конечно, России.

Дисплей у этой модели уже куда больше — 5 дюймов. Так же есть функция голосовых подсказок и автоматической прокладки маршрута. Плюс ко всему, имеется впечатляющая база POI. К тому же, встроенный Bluetooth дает возможность не отвлекаться от вождения и использовать навигатор как устройство для громкой связи. Ну, и, конечно, можно посмотреть кино или послушать любимую музыку. Не стоит обходить вниманием навигаторы еще одной фирмы — JJ-Connect.

JJ-Connect 2000 Wide по очень демократичной цене (около 5000 руб.) должен приглянуться многим. У этой модели достаточно большой экран — 4,3 дюйма, полный комплект развлекательных функций — фото, видео, музыка. Есть возможность загружать в него дополнительные карты. Весит он 175 гр., аккумулятор рассчитан на 4 часа работы.

Альтернативой автомобильным навигаторам выступают GPS-коммуникаторы. Однако стоит сразу оговориться, что это определенно мене надежный способ ориентирования. Ведь для коммуникатора навигация — это всего лишь дополнительная функция, тогда как навигатор специально для этого и создан. Плюс ко всему, коммуникатор на имеет такого большого дисплея, как навигатор. И это далеко не каприз. Размер экрана, а так же четкость изображения играют очень важную роль, ведь у водителя во время движения нет времени вглядываться в мелкое изображение. Чревато авариями. Не малую роль при выборе дорожного помощника играет и цена. Те деньги, которые вы потратите на коммуникатор, лучше вложить в покупку более привлекательного навигатора. В данном случае соотношение цена-качество ориентирования явно на стороне навигатора. Стоит так же отметить, что не все коммуникаторы обладают достаточно мощной программной составляющей, чтобы на них можно было поставить настоящий навигационный софт. Теперь немного о программном обеспечении навигаторов. Среди множества фирм, производящих навигаторы, только две разрабатывают еще и собственное программное обеспечение — это Tom Tom и Gramin. Стоит учитывать, что ПО последней подходит только для навигаторов ее же фирмы. Зато ПО Tom Tom может встречаться на навигаторах разных производителей. Помимо двух выше перечисленных программ существует еще несколько: Навител, IGO, Автоспутник.

При выборе той или иной программы стоит учитывать, что почти все ПО оснащено стандартным набором функций: голосовые подсказки, составление оптимального маршрута, возможность поиска гостиниц, метро, ресторанов и других точек и т.д.

ПО Навител использует собственную базу карт, которая была составлена при помощи Роскартографии. Как правило, эти карты достаточно точны и обновляются не реже одного раза в три месяца. Причем, при каждом обновлении расширяется так называемое региональное покрытие.

Разновидность IGO — IGO 2006 обладает не такими подробными картами, как у предыдущего ПО. Эта программа плохо разбирается в нумерации домов, и из рук во плохо — в корпусах и строениях. По Европе и России работает неплохо, но из последней, детально отображает только Москву, Питер и часть области. Кстати, с этим ПО больше вероятности попасть в пробку. Автоспутник — пожалуй, одна из самых популярных отечественных программ для навигаторов. Она отображает более 2000 городов, а так же наших ближайших соседей: Армению, Казахстан, Украину, Белоруссию. Со дня на день ожидается появление еще и европейских карт. Автоспутник поможет добраться вам до места назначения быстро, в объезд всех пробок.

Navteq пригоден пока только в Европе, Москве, Питере и областях этих двух столиц. Шаг влево, шаг вправо — и вы в пустыне.